10 лучших философских книг мира
1. Герман Гессе — "Игра в бисер"
Перед вами - книга, без которой немыслима вся культура постмодернизма Европы - в литературе, в кино, в театре. Что это - гениальный авангардистский роман, стилизованный под философию сюрреализма, или гениальное философское эссе, стилизованное под сюрреалистический роман? Пожалуй, теперь это и не важно. Важно одно - идут годы и десятилетия, а изысканной, болезненной и эзотеричной "игре в бисер" по-прежнему нет конца. Ибо такова игра, в которую играют...
2. Ричард Бах — "Иллюзии"
"То, что вы сейчас держите эту книгу в руках, - не просто совпадение; может быть, во всех этих приключениях есть что-то такое, о чем вы можете вспомнить сами".
Некий пилот, зарабатывающий себе на жизнь полетами на самолете, встречает "коллегу". Между ними завязывается дружба, и вскоре пилот узнает, что его новый друг Шимода вовсе не простой человек... Оказывается, что "творить чудеса" вовсе не сложно - это умеет любой человек, если только поверит и захочет этого. Для многих книга станет действительно путеводной нитью в мир познания себя и своих возможностей. Ведь дар летать есть у каждого.
3. Курт Воннегут — "Сирены Титана"
Знаменитый роман "Сирены Титана" - классический образец сплава фантастики и трагикомедии.
Если ваш мир несвободен по определению... Если ваша жизнь повинуется математическим расчетам... Если унижение стало нормой, а хруст людских костей под колесами государственной машины уже просто никто не слышит из-за его обыденности... А что такое это "если"? Антиутопия - или "общество процветания"? Каждый решает для себя, раб он - или свободный человек!
4. Уильям Голдинг — "Шпиль"
Роман "Шпиль" Уильяма Голдинга является, по мнению многих критиков, кульминацией его творчества как с точки зрения идейного содержания, так и художественного творчества. В этом романе, действие которого происходит в английском городе XIV века, реальность и миф переплетаются еще сильнее, чем в "Повелителе мух". В "Шпиле" Голдинг, лауреат Нобелевской премии, еще при жизни признанный классиком английской литературы, вновь обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла.
5. Жан-Поль Сартр — "Тошнота"
Тошнота - это суть бытия людей, застрявших `в сутолоке дня`. Людей - брошенных на милость чуждой, безжалостной, безотрадной реальности.
Тошнота - это невозможность любви и доверия, это - попросту - неумение мужчины и женщины понять друг друга.
Тошнота - это та самая `другая сторона отчаяния`, по которую лежит Свобода. Но - что делать с этой проклятой свободой человеку, осатаневшему от одиночества?..
6. Альбер Камю — "Счастливая смерть"
Ранний роман Альбера Камю "Счастливая смерть", несомненно, заинтересует читателя, потому что таит в себе много загадок. Роман не был опубликован при жизни автора, но именно "Счастливая смерть" открывает творческий диалог Камю с Ницше - диалог, в течение всей жизни служивший для Камю источником вдохновения и писательских открытий. "Счастливая смерть" - нежнейшая проба пера, однако в романе уже отчетливо звучит тема "Постороннего", которая станет впоследствии лейтмотивом творчества французского экзистенциалиста.
7. Фёдор Достоевский — "Записки из подполья"
"Записки из подполья" - увертюра Достоевского к его пятикнижию; в повести нашли свое выражение великие прозрения художника-мыслителя; здесь впервые в русской литературе сформулированы основы философии экзистенциализма. "Записки из подполья" - повесть точно поставленных вопросов и точно найденных интонаций. Боль пронизывает слово героя, оно бьется в стремительных перепадах его настроений, в бесконечных волнениях, в тягостных переживаниях и в неразрешимых тупиках.
8. Сёрен Кьеркегор — "Дневник обольстителя"
В книгу включен роман знаменитого датского философа, теолога и писателя, основателя европейского экзистенциализма, Серена Кьеркегора "Дневник обольстителя", являющийся составной частью его центрального философского труда "Или-или" (1843).
Хроника виртуозного соблазнения юной девушки с шекспировским именем Корделия хитроумным, живущим "эстетической жизнью" обольстителем Йоханнесом строится как серия "приближений"-"удалений" рефлексирующего эстетика от предмета его искусственной страсти. Дневник и письма главного героя раскрывают идеальную стратегию любовного подчинения, в которой проявляются присущие Йоханнесу донжуанова ловкость, мефистофельское знание человеческой природы и фаустовская склонность к самоанализу.
9. Сёрен Кьеркегор — "Дневник обольстителя"
Самый известный и скандальный роман крупнейшего американского прозаика XX века Генри Миллера (1891 - 1980) одновременно является первой частью автобиографической трилогии писателя: "Тропик Рака", "Тропик Козерога", "Черная весна". Книгу можно поставить в один ряд со знаменитыми "парижскими циклами" Хемингуэя, Сэлинджера, Э.Лимонова. Это смесь дерзкой эротики, тонкой стилистики и неповторимой миллеровской витальности на языке кинематографа воплощена в талантливом фильме Ф.Кауфмана "Генри и Джун".
То, что раньше запрещали, в будущем вполне могут начать проходить в школах.
10. Джон Фаулз — "Дэниел Мартин"
Джон Фаулз - один из наиболее выдающихся (и заслуженно популярных) британских писателей двадцатого века, современный классик главного калибра, автор всемирных бестселлеров "Коллекционер" и "Волхв", "Любовница французского лейтенанта" и "Башня из черного дерева". "Дэниел Мартин" - это британский "сад расходящихся тропок", книга, которую сам Фаулз называл "примером непривычной философии, выходящей за рамки обывательского понимания" и одновременно "попыткой постичь, каково это - быть англичанином". Герой этого романа - бывший драматург, а теперь преуспевающий голливудский сценарист - возвращается в Англию навестить заболевшего друга. Оказавшись в компании людей, хорошо знавших его прежде, он вынужден наконец разобраться с тайнами, скрытыми в его прошлом, и, произведя радикальную переоценку ценностей, найти себя...